1

Тема: Успение Пресвятой Богородицы

По благословению Преосвященнейшего Иоанна епископа Брестского и Кобринского
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- один из главных православных праздников, посвященных про¬славлению Божией Матери. В день Ее блаженной кончины все челове¬чество обрело Молитвенницу, Ходатаицу и Небесную Заступницу пред Господом. Сам праздник зародился в Палестине и постепенно распространился по всему миру. Общецерковным это торжество сделал визан¬тийский император Маврикий в конце VI века. На латинском Западе торжество именуется «Вознесением Богоматери» в память Ее телесного восшествия в Небесное Царство.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви с апостольских времен. Уже в I веке на них ссылался свяшенно-мученик Дионисий Ареопагит. А во II веке сказание о телесном пересе¬лении Пресвятой Девы Марии на небо упоминается в сочинениях Мелитона Сардийского. В IV веке об Успении Божией Матери размышлял святитель Епифаний Кипрский. В следующем столетии святитель Ювеналий. Патриарх Иерусалимский, сообщил святой благоверной грече¬ской царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествова¬ния об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древ¬нейшего и вернейшего предания». Подробности устного предания были тщательно собраны и изложены в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

Как мы можем ликовать, если Божия Матерь умерла?
Присмотритесь к иконе, изображающей Успение Богоматери. Близ Ее ложа стоит Иисус Христос. Он держит на руках запеленатую младенче¬скую фигурку, которая символизирует душу умершей Богородицы. Этот образ «рождения в смерти» дарует христианам надежду на соединение в миг кончины со Спасителем. Если человек весь свой недолгий век соз¬нательно и убежденно жил без Бога, его смерть может оказаться страш¬ной и горестной. Но кончина Пресвятой Богородицы, превосшедшей в Своей святости даже херувимов и серафимов, становится подлинной отрадой, светлым и утешительным событием для всех верующих. Пре¬подобный Иоанн Дамаскин писал, что Приснодева «сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью». Почему праздник называется Успением?

Успение - это мирная кончина подобная сну. Преставление, смерть с надеждой воскресения, а усопший - уснувший сном смерти, умерший. Кончина Божией Матери - Успение, но Саму Ее мы не называем усоп¬шей, потому что Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула». По древнему преданию, Преблагословенная Дева после кончины хотя и была погребена апостолами в Гефсимании, но вслед за Своим Сыном воскресла на третий день и вознеслась телесно на небо. В Успении, как во всякой смерти, есть трагедия: человек не рожден для того чтобы умереть; но есть и дивная встреча, встреча живой души  со своим Богом. Каждый из нас, умирая, так встретит Бога. Но все мы, в той или другой мере, отуманены, осквернены грехом. Божия Матерь,  Пречистая Дева Богородица могла войти в вечность и вступить в свет вечности, не внося в него никакой тени. Она вошла в жизнь, будучи Матерью Жизни вечной на земле, и вот мы ликуем об Ее Успении, и мы радуемся о том, что, по преданию церковному, земля не удержала Ее бренных остатков, что Она и плотью воскресла, и что Она - первенец из мертвых после Христа воскресшего.

Зачем мы постимся перед Успением? Двухнедельный Успенский пост, предваряющий праздник, по строгости сравним с Великим постом. Он установлен в память о последних днях зем¬ной жизни Пресвятой Богородицы, которые она провела в посте и молитве, готовясь к кончине. Да и вся Ее жизнь была подвижнической. Святитель  Амвросий Медиоланский писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, цело¬мудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благо желать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклони¬лась от неимущего? /.../ Все дни Свои Она обратила в пост: сну предава¬лась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, ду¬хом Она бодрствовала».

Интересно, что Успение - последний двунадесятый праздник православно¬го церковного года. Праздничный богослужебный круг вновь начинается Рождеством Пресвятой Богородицы. Таким образом, церковные праздники начинаются рождеством Богоматери и заканчиваются Ее успением.
Вот перед нами лежит Та, Которая в совершенстве достигла духовной жизни. Это нам образ. Для чего у нас обычай такой - прикладываться к Ее изображению? Мы делаем это в знак того, что возлюбит этот путь, которым прошла Она. А если мы по-прежнему привязаны к жизни мирской, то для нас прикладываться к Ее образу как-то нечестиво. Как мы можем, будучи блудными, прикасаться к целомудрию? Как мы можем, будучи ленивыми, прикасаться к усердной? Как, будучи нечистыми, прикасаться к Чистейшей и Честнейшей Херувим и Ангелов? Как мы можем это дерзать? Только если, будучи грешными, мы все-таки желаем духовной жизни, только тогда мы можем на это осмелиться.

Тропарь праздника на русском языке: Богородица. Ты при рождении Христа сохранила девство и после смерти не оставила мира: Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни Христа, даровавшего всем вечную жизнь, и Самого именуемого Жизнью), и Своими молитвами избавляешь от смерти наши души.

Кондак праздника на русском языке:
Богородицу, неутомимую в молитвах и непоколебимую надежду в хода¬тайствах, гроб и смерть не удержали (в своем плену), ибо Вселившийся в Ее вечнодевственную утробу переселил Ее к жизни, как Матерь Жизни (то есть Матерь Самого Христа).

О Дево Божественная и ныне Небесная! Как поведаю все о Тебе? Как прославлю Тебя. Сокровищница Славы? Чрез Тебя просветляется зрение разума, чрез Тебя просвещается дух наитием Святого Духа, поскольку Ты соделалась хранилищем и сосудом дарований; однако же не так, что удерживаешь в Самой Себе, но так, что все исполняешь дарами благодати. Ибо Владетель неистощимых сокровищ предоставляет их Тебе для раздаяния; в противном случае зачем бы Он создавал блаженство, сокрываемое и нерождаемое? Поэтому, о Госпоже, подай обильно всему народу Твоему и этому достоянию Твоему от милости Твоей и даров Твоих. Даруй избавление от обдержащих нас беоствий; виждь, сколь многими и великими внешними и внутренними мы угнетаемся. Твоим могуществом преобразуй все к лучшему; воздай страданиям нашим Твою помощь и врачевство, уделяя душам нашим и телам щедрую багодать для всего потребную. А если бы мы не могли вместить, соделай нас Достойными вмещения и столько удели, чтобы мы, благодатию Твоею спасаемые и укрепляемые, прославили воплотившееся от Тебя нас ради Предвечное Слово, со Безначальным Его Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и в безконечные веки. Аминь.